Безжалостные Исмиры напали на королевство Мидланд, сея хаос и разорение. Они взяли в осаду крепость, уже предвкушая легкую победу. Но не ведали Исмиры, что внутри бастиона живут первоклассные воры и бессмертная домашняя скотина…
Siege Survival Gloria Victis касается темы средневековой осады и позволяет взглянуть на нее со стороны защитников замка. Если в Stronghold мы добывали ресурсы, нанимали воинов и самостоятельно штурмовали крепости, то здесь осталась лишь «скучная» часть - сбор ресурсов, выживание и подготовка материальной базы для невидимых воинов крепости. Пожалуй, я зря заключил слово «скучная» в кавычки, поскольку в этой игре нам придется заниматься скучными делами в буквальном смысле.
Игра состоит из двух этапов: дневного и ночного. Днем мы налаживаем экономику в своем бастионе, строим мастерские и создаем ресурсы, следим за состоянием своих героев и терпим осаду. С наступлением ночи, снаряжаем героев за стены нашего бастиона - в осажденную врагами городскую часть, где тырим необходимые припасы и, стараемся выдавить из себя слезинку, наблюдая за тем, как все плохо.
Днем мы играем в легкий экономический симулятор с нотками выживания: вот у нас есть пара крестьян, небольшой внутренний дворик в котором можно строить, огороженный каменными стенами бастиона, и свинюшки с курами. Крестьяне выполняют роль героев - у них есть свои сильные стороны (кто-то больше переносит грузов, кто-то быстрее строит), они могу возводить и ремонтировать постройки, кормить скот. При этом за своими героями нужен глаз да глаз, так как они нуждаются в пище, воде, крове, медицине и хорошем настроении - об этом сообщают соответствующие иконки! Сами они ничего не могут, даже попить водички, поэтому вам вручную придется утолять каждую потребность своего подчиненного, благо это не the Sims, и количество управляемых героев у меня не превышало четырех.
Строительство и создание предметов являются ключевыми функциями вашего бастиона. Однако казармы или литейный завод, как в варкрафте, возвести вы не сможете. Сооружать мы будем компактные мастерские, небольшие лесопилки, костры для жарки и так далее. Все это служит для создания или переработки ресурсов: какие-то идут на пропитание, какие-то на строительство, какие-то на помощь армии. Хоть в сражениях мы сами не участвуем, но невидимая рука армии существует и будет регулярно просить у вас помощи. Защитникам почти всегда нужны бинты для перевязки, а еще луки, ремонт экипировки и еда - и вам придется их этим снабжать, иначе вас завоюют.
Примерно раз в четыре дня случается осада, и в эти минуты во двор вашего бастиона будет лететь град огненных стрел и поджигать все вокруг, или большие метательные камни, которые удобно оставляют после себя… камни. Еще я знаю, что нападающие могут закинуть дохлую тушку коровы, которая будет заражать всех чумой, но мне такое «счастье» не прилетало - возможно из-за сложности. На самом деле что стрелы, что камни, вреда практически не нанесут, если грамотно расставить все свои постройки вне зоны обстрела. У меня огненные стрелы обычно прилетали в один и тот же угол, где ничего кроме неуязвимых зданий и кур не было. А если что-то и загорится, то наши крестьяне смогут это быстро потушить, главное, чтобы их самих не задело. Так что после первой осады я уже ничего не боялся, лишь передавал защитникам припасы - необходимо наблюдать за ходом сражения и реагировать на просьбы своих солдат.
Еще в городе нужно следить за сытостью домашних животных. В нашем хозяйстве две куры и две свиньи, первые несут яйца, а вторые - удобрения. Если животных не подкармливать, то они сдохнут, и ни от чего другого помереть не могут. Можно их забить на мясо, если возможность голодной смерти замаячит на горизонте, но при грамотном создании и менеджменте ресурсов, еды всегда хватает.
Дневной уровень интересен лишь несколько игровых дней, а когда вы поймете алгоритм действий и назначение всех построек, эффект новизны, как и интерес, полностью пропадают. За жизнь бояться не надо, особенно если вы разместили все постройки в безопасной зоне. Ресурсов в какой-то момент будет предостаточно, а испытаний на вашу долю не выпадет.
С наступлением темноты, мы можем отправить в город одного героя воровать припасы, а других - спать или в разведку. Разведка осуществляется автоматически и позволяет узнать время повторной осады, что малоценно, так как враги атакуют, примерно, с одинаковой периодичностью.
Гулять по ночному городу не так романтично, как в реальности. Прежде всего мы можем выбрать район, с которого начинаем охоту за припасами (данная опция доступна не сразу), от района зависит частота нахождения тех или иных предметов и наполнение стражниками. Наш герой медленно крадется в ночи и обшаривает все закоулки, бочки и завалы. Количество места в инвентаре ограничено, поэтому выбирайте, что в данный момент вашему бастиону нужнее: вода, бревна, или может быть, оружие. Конечно, если вы спешите, то можно перейти на бег, но в этом случае вражеские стражники вас быстрее услышат и непременно прибьют. От стражников можно убежать, или спрятаться — вот и весь стелс. Есть опция вступить в прямую конфронтацию, тогда вы будите наблюдать, как ваш крестьянин и воин Исмиры начнут обмениваться тумаками; действие это безжалостное и беспощадное, потому что больше одного такого поединка ваш герой не переживет, потом его нужно будет долго лечить от полученных ран, а награда того не стоит - какой-нибудь ржавый топор, не говоря уже о том, что на шум сбежится подмога. Поэтому лучше всего избегать конус обзора стражников и прятаться в кустах.
В городе, помимо припасов, попадаются интерактивные объекты. Завалы нужно расчищать лопатой, чтобы открыть доступ к новым районам города, гниющие трупы, загораживающие доступ к припасам - сжигать. Для всех вышеописанных действий нужны лопата и факел, которые рекомендуется брать с собой на вылазку. Все эти предметы одноразовые. Особые места отмечены восклицательным знаком на карте. Как правило, они представляют собой мини-истории, где мы выбираем один из нескольких вариантов действий (как в квестах из «Космических Рейнджеров»). Большинство историй связано со страдающими людьми, в которых нам предлагают пустить слезинку и выбрать, как все закончится: плохо или очень плохо. Однако, как правило, каждую такую историю можно пройти «хорошим» способом, где все останутся удовлетворены, а мы получим пополнение для своего бастиона.
Особняком стоят торговцы, у которых можно обменять припасы. Забавно, что перед встречей, мы прочитаем трагичную историю такого торговца, мол, всех ее родных перебили, дом разрушили, она выживает еле сводя концы с концами, а глянешь в инвентарь - там целый арсенал, вооружить которым можно всех здоровых жителей.
Во время ночных скитаний важно не жадничать - наступает рассвет, сразу бегите домой. С утренним солнцем стражники становятся злее, и от них сложнее спрятаться. А если вас заметят, то на следующую ночь патрули увеличатся. По возвращении в родные пенаты, вас может ждать очередное сообщение от своих отбивающихся стражников и небольшой сюжетный квест, который выполняется ночью в конкретном районе города.
Вот так и проходит вся игра: развиваем экономику, создаем припасы, следим за состоянием своих героев и ночью добываем ресурсы. Как только наступает битва, уклоняемся от снарядов и снабжаем своих воинов припасами. Данные повторяющиеся действия непременно принесут вашим защитникам победу, а вам, как игроку, вряд ли. Siege Survival Gloria Victis совершенно ничем не может зацепить. Хотели сделать, как в This War of Mine, только про средневековье? Хорошо, но мало поменять сеттинг, нужно и механику как-то разнообразить. Игра исчерпывает себя в первые два-три часа, а потом не сможет вас удержать, даже мелодраматичные мини-истории не вызывают интерес, тем более что большинство имеет положительный исход, а иные слишком явно пытаются выдавить у вас слезу. Будь здесь графика как в Chrysis - и она не смягчила бы мой вердикт. Большинство финансов проекта, скорее всего, ушло на вступительный ролик, а в остальном внешний вид нареканий не вызывает, для инди-проекта вполне хорошо.
Вывод напрашивается такой, что игра понравится любителям средневековья и страданий. Но мы же не мазохисты, верно? Игра уникальна в плане сеттинга - редко нам приходилось выживать условиях средневековой осады, пока воины сражаются где-то далеко, грамотно устроена экономическая модель развития бастиона, а на высокой сложности игра бросает вызов нервам. Все упирается в однообразие игровых механик и отсутствии свежих идей. Могу порекомендовать только упорным фанатам средневековья и тем, кто хочет добавки после This War of Mine.
Выражаю благодарность администрации сайта gamer.ru и издательству Бука за предоставленную для обзора версию игры.