Время, отведённое на получение значка по Комик-Кону, истекает, а времени на написание поста у меня сейчас катастрофически не хватает. Так что вместо того, чтобы делать большую публикацию об отечественных комиксах я пока просто напишу о своём знакомстве с комиксом «Пантеон».
Знакомство это собственно и состоялось на Комик-Коне, когда я, в поисках темы для получения вышеупомянутого значка, решил поспрашивать продавцов на стендах о том, на какую российскую продукцию стоит обратить внимание. И так мне порекомендовали комикс «Пантеон: Культ двуличия» за авторством Филиппа Соседова и Романа Онищенко.
Сценарист комикса собственной персоной сидел за столом своего стенда и охотно согласился дать интервью.
Интервью
Небольшое пояснение: это отнюдь не "стенограмма" интервью. Многие моменты я подправил для лучшего понимания при прочтении. Кроме того на мои вопросы отвечал не только Филипп, но ещё один человек (вероятно Роман, но я в торопях забыл спросить). К сожалению посторонний шум (в основном визг фанаток Миши Коллинза) не везде позволяет с точностью установить, кто именно отвечал на мои вопросы, так что жирным я просто выделил свои фразы, обычный текст - это ответы автора/авторов.
Итак, первым делом. Что у вас за комикс? О чём?
Действие у нас происходит в альтернативной вселенной, где история пошла абсолютно по другому и отправная точка была гораздо раньше Рождества Христова, но насколько — читателю пока знать не положено. Главное отличие в том, что у нас был распят не Иисус, у нас был казнён Варрава. И сохранился политеизм — у нас Иисуса не возвели в культ, он не стал мессией. Следовательно у нас нет Одного Бога, а сохранился Пантеон греческих богов. И всё это перебирается потихоньку в двадцатый век. У нас не было Инквизиции, по другому шла мировая история, Римская Империя поглотила Европу. И к девяностым годам двадцатого века в этой вселенной уже смогли освоить кибернетику и биотехнологии. Открыты клонирование и выращивание органов, роботы и так далее.
Не так давно мир пережил мировую войну, которая была одна. И она стала толчком для Империи к развалу на куски. Позже началась гражданская война, которая уже окончательно поделила её на части, каждой из которых правил контр-барон — кто-то из бывших приближённых к императору, родственников и так далее.
А эта Империя она — весь мир или какую территорию занимает?
Это Европа в основном [была до распада]. Основное действие происходит в Петербурге — здесь он называется Петрополь. Это столица Конфедерации. Но при этом по Петрополю, прямо по самому городу проходит граница с соседним государством, которое называется С.Е.Р.П. - это местные коммунисты. И ситуация в общем такая: между Конфедерацией и Серпом накаляется политическая обстановка, в Петрополь начинают потихоньку вводит армию — на всякий случай. И в этот самый момент три фракции [которые борются за власть и в частности принимают участие в выборах губернатора Петрополя] понимают, что сейчас для переворота самое подходящее время и начинают активные действия. При этом в каждую из этих фракций входят достаточно известные люди — государственные деятели, учёные, политики, офицеры. Но, конечно, в каждой из этих фракций есть как минимум один предатель, который на самом деле работает на другую организацию. Они начинают действовать одновременно и ход событий так переплетается, что ситуация очень быстро выходит из-под контроля.
И в самом комиксе как раз планируется описать три дня, которые будут [Большой спойлер].
Если отвлечься от спойлеров, что на данный момент в комиксе есть? Что происходит?
Собственно сейчас фракции только начинают свои действия. Но уже есть куча трупов. Как таковой государственный переворот ещё только начался, но очень скоро уже будут глобальные последствия.
Что касается фракций, то изначально их было две — Специальная Служба и сообщество аристократов во главе с графом Маленковым. И между ними был баланс сил. Потом граф полез в кресло губернатора и появилась третья фракция — «фракция внедрения». Они также называют себя «Орден Мудрейшего Энцифалона» и они хотят его скинуть. В итоге баланс сил был нарушен и противостояние фракций уже переросло в такой суровый замес.
Ну это всё уже такой пересказ сюжета, который наверно интереснее читать в самом комиксе. Вот мне, например, интересно — откуда возникла идея?
Это в общем такой собирательный образ. Нельзя сказать, что был один какой-то источник. Было очень много различных идей.
Но почему, например, альтернативная история? Не просто будущее?
[Филипп]Дело в том, что изначально у меня была музыкальная группа и на обложке у нас был изображён такой стимпанковский герой. А потом к этому герою начали придумываться детали, придумываться история. И так постепенно всё это обрастало и обрастало и так далее.
Кроме того через альтернативную историю проще показать нашу собственную историю, наши реалии. В таком гиперторфированном, иногда даже кичевом ключе. В сеттинге фэнтези или космоса так ярко это не передать.
Понятно. А что вы можете сказать о ситуации с российскими комиксами вообще? Насколько сложно выпустить у нас собственный комикс?
Кроме нас есть, например, Bubble с гигантским количеством денег, но с не очень хорошим контентом. Собственно, они единственные, кто выпускают комиксы регулярно. Есть у рябят из 42 выходит хороший комикс Dread Core - это белорусский проект, уже два выпуска. Что касается остальных — это уже всё независимые авторы. В общем они в основном предлагают какой-то выставочный продукт не для всех. Хотя у них бывают попытки сделать что-то более... но пока больше одного выпуска никто не протянул. Как-то так.
Но вообще проектов становится всё больше. Всё развивается. Появляются новые сообщества, сайты.
То есть прогноз в целом оптимистический?
Да.
А как дела с цензурой? Я слышал комиксы часто рассматривают очень придирчиво у нас.
Ну не знаю. Я с этим не сталкивался. У нас стоит рейтинг 18+ и нас никто не трогает. Мы специально максимальный рейтинг поставили, чтобы все вопросы снять.
Спасибо.
Продолжение знакомства
Помимо интервью я получил также два (из четырёх существующих на данный момент) выпуска самого «Пантеона». Так что теперь я могу рассказать о своих личных впечатлениях о нём.
Впечатления эти весьма положительные. Сюжет, разворачивающийся вокруг губернаторских выборов в Петрополе и постепенно раскрывающий глубину политического заговора вызывает стойкие ассоциации с сюжетом Deus Ex. А проявляющиеся далее религиозные мотивы позволяют провести параллели с Песнями Гипериона.
Рисовка также хороша. То есть я конечно мало в этом понимаю, но даже просто поставив рядом «Пантеон» и любой из других комиксов, лежащих на прилавках стендов Комик-Кона, можно было почувствовать разницу.
Но в любом случае персонажи (как центральные, так и второстепенные) получились весьма колоритными. Что граф Маленков, что Август Канцер, что другие действующие лица. Вообще нужно сказать, что персонажей играющих важные роли в сюжете много. А ведь это всего лишь первые четыре выпуска из восемнадцати.
Собственно здесь я подхожу к главной проблеме с которой столкнуться те, кто захочет приобщиться к этому, без сомнения великолепному произведению. Изначально комикс был задуман в виде трёх историй по шесть выпусков каждая. И по замыслу автора выпуски должны были выходить раз в два месяца. Это было летом 2012 года...
На сегодняшний день вышло четыре выпуска «Культа двуличия» — первой из трёх историй. Думаю, что не стоит объяснять — двухмесячный цикл остался далеко в прошлом. Сейчас вроде бы у авторов ситуация налаживается, но как вы понимаете, даже если проблем в будущем не возникнет, ждать развязки всего сюжета придётся ещё очень долго. Тем не менее, вы вполне можете купить комикс для того чтобы поддержать этот, без сомнения достойный, проект.